Причал – это гидротехническое сооружение, которое располагается у берега водоема и используется для швартовки судов или лодок. Он облегчает проведение грузовых и ремонтных операций. А деревянные мостки обеспечивают безопасный доступ людей к воде.
Методы строительства небольших причалов непрерывно совершенствуются, тестируются новые технологии, используются инновационные монтажные материалы. Можно смонтировать надежный причал для многолетней эксплуатации, можно соорудить понтонный причал на кратковременный срок. Первым этапом работ по обустройству будет изучение состав грунта в прибрежной зоне пруда, изучение состояния дна, скорость течения водоема, возле которого будет возводиться строительная конструкция. При монтаже нужно учитывать размеры сооружения, частоту его использования.
Пристани предназначены для рыбалки, принятия водных ванн, швартовки небольших моторных лодок, водных велосипедов, небольших катеров. Также на пристани можно установить легкое строение (беседку, летнее кафе) для пикника.
Конструкция причалов на свайном фундаменте
Раньше для фундамента применяли бревна из древесины высокой плотности, преимущественно лиственницы. Сегодня при сооружении причалов предпочтительней будет использовать сваи из металла. Они подразделяются на два вида: забивные и винтовые. Такие сваи различаются друг от друга технологией монтажа.
Характеристики забивной сваи. Забивная свая представляет собой железную трубу, на конце ее заостренный наконечник. Для монтажа этой сваи используют спецтехнику.
Однако не всегда можно обеспечить беспрепятственный доступ спецтехники к прибрежной зоне. Часто при монтаже фундамента на сваях возникает потребность монтировать их вручную, для чего используют винтовые сваи.
Свайно-винтовые опоры. Изготавливаются с использованием винтовых свай. Как и забивная, винтовая свая производится из стальной трубы.
Винтовая свая – это труба с закреплённой буровой лопастью. Лопасть начинается на скошенной части ствола и плавно увеличивается в ширину, что позволяет разрезание грунта с минимальным сопротивлением.
Такие сваи скрепляют между собой жестким каркасом (ростверком). Свайно-винтовой фундамент для моста сегодня признан наиболее эффективным и используемым.
Основные принципы монтажа
Перед обустройством свайного фундамента делают расчет нужного количества свай определенного диаметра. Длину свай выбирают в зависимости от типа грунта. После вбивания винтовой сваи в грунт внутрь ее ствола заливают гидротехнический бетон для повышения устойчивости опорного элемента. При сложной структуре грунта сваи вбивают на различную глубину, затем выравнивают по нужному уровню. Винтовые сваи выпускают для долгосрочной эксплуатации. Их можно вкручивать, а после разбора надводной конструкции – выкручивать и использовать неоднократно. Срок службы винтовых свай рассчитан на 20―30 лет, а их поверхность при дополнительной обработке специальным антикоррозийным препаратом, повышает срок эксплуатации. То есть причал, возведенный на прочном фундаменте из свай, прослужит довольно длительный период времени. Сваи соединяют друг с другом в единый каркас, используя для этой цели швеллер. Затем заделывают сварочные швы составом из эпоксидной смолы.
Обустройство настила на сваях
Сегодня наиболее часто для укладки настилов на мостках применяют доски из водостойких древесно-полимерных материалов, они имеют ряд преимуществ перед деревянной доской. Такие материалы приобрели большую популярность в строительстве надводных конструкций, они устойчивы к воздействию неблагоприятных погодных явлений; не деформируются; имеют нескользкую поверхность. Полимерная палубная доска для монтажа настилов огнеупорна, ее поверхность довольно легко моется. Сегодня настил для причала монтируют скрытым крепежом. На готовом причале вкручивают перила, лестницы, ограждения, скамейки.
Однако, натуральная террасная и палубная доска из лиственницы обладает заметными эстетическими преимуществами, а предварительная термическая обработка или использование пропиток и антисептиков наделяет её всеми необходимыми свойствами,- износостойкость, устойчивость к возгоранию, выцветанию и плесени. Кроме того, правильный монтаж палубной доски создаёт хорошо вентилируемый настил, который в таком случае долговечен даже без дополнительной обработки.
Понтонная конструкция
Для обустройства легкого понтонного причала берут брус из легкой древесины, террасную доску, шурупы, стальные уголки, герметичные большие бочки и крепежные шнуры. Каркас в виде квадратной конструкции монтируют из бруса на берегу. Одна сторона такого квадрата имеет длину 2,5 метра. Раму укрепляют по углам брусками и шурупами. Смонтированное таким образом изделие из бруса и бочек – элементарная понтонная конструкция. Для обеспечения плавучести такого причала используют герметичные бочки объемом двести литров. Бочки прикрепляют к раме деревянными брусками с использованием стальных уголков. Затем следует веревками скрепить бочки, просверлив в брусках отверстия. Перевернутая рама помещается в водоем. Раму переворачивают, чтобы бочки оказались снизу конструкции. На завершающем этапе к каркасу крепится настил из досок. Монтируется мостик для доступа к причалу с берега.